*

Все о вентиляции

Зачем нужна вентиляция в гараже

Распространенной ошибкой, допускаемой строителями при строительстве гаражей, является отсутствие в нем вентиляции. Хотя считается, что в отапливаемом, но непроветриваемом гараже срок службы автомобилей значительно сокращается. Причина этого явления заключается в том, что во время холодов автовладельцы, искусственно нагревая воздух в гараже, при отсутствии вентиляции создают идеальные условия микроклимата для активации процессов коррозии металла. Автомобиль начинает медленно ржаветь, разрушается верхний слой покрывающей кузов эмали и в итоге процессы окисления приводят транспортное средство в негодность. Окислению также способствуют оставшиеся на автомобиле следы снега, грязи, реагентов, заносимых с улицы, а также испарения активных летучих веществ от топлива, красок, масел и других химических веществ. Угарный газ, концентрируемый в непроветриваемом гараже в результате работающего двигателя, также провоцирует процесс коррозии металла и окисления внутренних деталей авто. В связи с этим, проектирование вентиляции гаражей должно быть выполнено в любом – отапливаемом или неотапливаемом – гаражном помещении. Целью этого инженерного мероприятия является создание комфортного и здорового микроклимата в гараже, отсутствие в его воздухе вредных и опасных токсических веществ вследствие правильно организованного воздухообмена, поддержание оптимальной влажности в помещении, необходимой для профилактики распространения патогенных микроорганизмов и плесени в гараже. Эти параметры регламентированы в нормативном строительном документе 21-02-99, на основе которого осуществляетсярасчет вентиляции гаража. В частности, в соответствии с этим документом в зимнее время года температура в гараже должна быть на уровне 5 °С. Пункт 6.10 СниПа говорит о том, что для удаления и разбавления концентрации токсичных газовыделений, а также для уменьшения влажности в гараже помещение в обязательном порядке должно быть оборудовано системой приточно-вытяжной вентиляции. Причем подобными системами вентиляции должны быть оборудованы закрытые автостоянки. Эта мера должна максимально снизить токсичные выбросы автотранспортных средств. По заключению зарубежных экспертов, только кратность воздухообмена не менее 6- 10 сможет стать эффективной мерой для продления срока службы автомобиля. Существует и утвержденный норматив воздухообмена. Согласно стандарту АВОК «Здания жилые и общественные. Нормы воздухообмена» вентиляционные системы обязательны для установки в том числе и в одноквартирных домах, а нормой является значение 180 м3/ч на один легковой автомобиль. В настоящее время разработаны и успешно применяются 3 варианта обустройства вентиляции в гаражных помещениях: естественная, механическая и комбинированная системы.

1. Естественная вентиляция гаража









 
Естественная вентиляция гаража.jpg

 А. Поперечный разрез гаража со смотровой ямой:
а - направление воздуха; б - обрешетка; в — яма.
 

 


Б. Продольное сечение гаража без смотровой ямы:
а - направление воздуха; б - вентиляционные отверстия в двери гаража; в — вентиляционный короб

Заключается в проветривании помещения за счет естественных физических процессов устремления более концентрированных загрязненных потоков воздуха из гаража к открытому воздушному пространству, содержащему значительно меньшее количество газов и испарений. Естественная вентиляция чаще всего представляет собой жалюзи, находящиеся на воздухозаборном отверстии в гараже и выполняющие роль притока. Как правило, такая вентиляция гаража устанавливается со стороны ворот. Обязательным условием для эффективности такой естественной вентиляции является необходимость использования сечения приточной решетки, которое будет в 2-3 раза больше вытяжной. Воздух из гаража при такой вентиляции отводится через дефлектор, представляющий собой вытяжное устройство на выходе вытяжного воздуховода, располагаемого на крыше. Разность высот обеспечивает максимальный отток воздух из помещения. В этом случае расход отводимого из помещения воздуха напрямую зависит от атмосферных условий – температуры наружного воздуха, атмосферного давления, силы ветра и т. д. Неоспоримым достоинством естественной системы вентиляции является ее доступность, дешевизна, простота обустройства и эксплуатации, а также возможность ее самостоятельной (без необходимости использования профессионального монтажа и наладки) установки. Главным отличием естественной вентиляции является отсутствие различного рода механический устройств, так как воздухообмен достигается за счет следующих слагаемых:

Установка дефлектора должна осуществляться вертикально у торцевой стены, противоположной воротам, где обычно устанавливаются приточные решетки. Высота над кровлей воздуховода, изготавливаемого из жести или асбеста, должна быть не меньше 0,5 метра. Необходимым условием для исключения явления опрокидывания тяги, характерного в холодное время года, нужно соблюдать равенство площадей вытяжных и приточных устройств. Приточно-вытяжная естественная вентиляция должна выполнять свои функции круглый год. Но надо помнить, что в теплое время года приточные шиберы и вытяжные отверстия должны быть открыты постоянно, а в холодное время необходимо в первую очередь прикрыть приточные жалюзи, а затем и вытяжку. Главным недостатком естественной системы вентиляции является ее сильная зависимость от переменных факторов, в связи с чем эффективность такой системы будет нестабильной. Прежде всего, это касается теплого времени года, когда из-за высокой температуры и естественная вентиляции очень незначительная. Поэтому в летнее время все приточные и вытяжные отверстия должны оставаться открытыми.

2. Комбинированная вентиляция гаража
Этот тип вентиляции предусматривает сочетание элементов естественной и механической вентиляции и выгодно отличается от предыдущего варианта наличием вытяжного оборудования – вентилятора, особенностью которого является малый расход электроэнергии (менее 100 Вт).
Нижняя часть гаража оборудуется приточными решетками, как и в естественной вентиляции гаражей. Вентилятор, удаляющий воздух из помещения, либо монтируется в стену (осевой вентилятор), либо на утепленный участок воздуховодного канала, выходящего через крышу гаража (крышный вентилятор). К недостаткам этого типа вентиляции гаража следует отнести необходимость непрерывной работы вытяжного оборудования, хотя в ситуации, когда вентилятор все же выключен, система все-таки работает, правда менее эффективно. Эта проблема решается включением в механизм работы недорогого часового таймера или реле, позволяющее на время продлить время принудительного проветривания после того, как автовладелец покинул помещение. Отсутствие возможности подогрева воздуха при таком типе вентиляции в холодное время года, когда температура наружного воздуха достигает отрицательных значений, может привести к переохлаждению гаража. И такой холодный воздух, поступающий в помещение, не очищается от пыли. Достоинствами комбинированной вентиляции являются невысокая стоимость, доступность и простота монтажа, значительно большая эффективность воздухообмена (при малом потреблении электроэнергии) по сравнению с естественной вентиляцией.



3.Механическая система вентиляции гаража
Этот способ воздухообмена в помещении гаража практически не имеет недостатков и является самым эффективным. Приток и удаление воздуха в гараж достигается путем использования независимых специальных устройств приточной и вытяжной систем.

3.1. Приточная вентиляция
Установка, обеспечивающая приток воздуха, состоит из фильтра, вентилятора и электрокалорифера. Поток воздуха, приходящий по вентиляционному каналу, поступает в приточную установку, в которой он фильтруется и подогревается, а далее поступает в воздухораспределитель. Такая вентиляция гаража осуществляется по принципу "снизу-вверх", что подразумевает нижнюю подачу приточного воздуха. Достигается это либо путем опускания воздуховода на уровень пола, либо монтирования воздуховода еще на стадии строительства гаража в смотровую яму, где устанавливаются приточные решетки на стенках ямы.

3.2. Вытяжная вентиляция
Одним из вариантов вытяжной системы является комбинация из одного осевого вентилятора, другим - из канального вентилятора с воздуховодом. Второй вариант более предпочтителен с точки зрения равномерного и полноценноговоздухораспределения, однако он требует больших трудозатрат и наличия большого свободного пространства под потолком гаража для размещения необходимого оборудования. В подземных гаражах необходимым требованием, предъявляемым к вентиляционным воздуховодам, относится их обязательная обработка огнезадерживающим составом, например, средствами "Фиброгейн", "Эндотерм" (применение этих средств возможно после согласования с органами пожарной инстанции). С точки зрения безопасности для эксплуатирующих гараж людей и находящихся в них автотранспортных средств целесообразно оборудовать гаражи специальными датчиками, контролирующими концентрации газов в помещении.  Когда составляется расчет вентиляции гаража, необходимо предусмотреть возможные трудности, такие как невозможность подвода горячей воды или установленный лимит по электроэнергии. В подобных случаях при обустройстве гаражных помещений вентиляцией возможно:


  • использование агрегатов, работающих на альтернативных видах топлива - дизеле, природном газе, отработанном масле или керосине. Особенностями такой установки является "шкафный" стационарный обогреватель, который оборудуется высоконапорным вентилятором, обеспечивающим эффективный отток забираемого воздуха;   
  • эксплуатация приточно-вытяжных электрических установок с пластинчатым рекуператором тепла (в таком приборе тепло от проникающего сквозь установку вытяжного воздуха передается воздуху приточному). Такая система позволяет значительно снизить эксплуатационные затраты на обслуживание механической системы вентиляции, в первую очередь - затраты на электроэнергию (в сравнении с прямоточной вентиляцией).

База знаний