*

Вентиляция крытых автостоянок

Парковочные места в городах уже давно в дефиците. Именно по этой причине потребность в строительстве крытых автостоянок неуклонно растет. Для каждого объекта парковки разрабатывается индивидуальный проект вентиляции, главные функции которой – поддержание параметров воздушной среды, установленных нормами, защита окружающей среды от вредоносных выхлопов, обеспечение соответствующих требований по пожаробезопасности. Крытые автостоянки принято строить ниже уровня земли, поэтому на таких объектах необходима установка систем искусственной вентиляции воздуха. Полуоткрытые автостоянки возводятся на поверхности и имеют кровлю и каркас, который иногда обшивают листами, создающими наружные стены. Вентилируется такие объекты как естественным, так и смешанным методами, которые сочетают природную и искусственную вентиляцию. Крытые автостоянки принято строить ниже уровня земли, поэтому на таких объектах необходима установка систем искусственной вентиляции воздуха. Полуоткрытые автостоянки возводятся на поверхности и имеют кровлю и каркас, который иногда обшивают листами, создающими наружные стены. Вентилируется такие объекты как естественным, так и смешанным методами, которые сочетают природную и искусственную вентиляцию. Вентиляция крытых автостоянок выполняет две важные функции: очищает воздух от повышенного содержания угарного газа и препятствует образованию высокой концентрации горючих газов, которые могут привести к взрыву. Расчеты показали, что вентиляция спроектированная для удержания в норме концентрацию СО (угарного газа), помогает поддержать показатели содержания других веществ в допустимых пределах.

 Вентиляция крытых автостоянок.jpgКрытая автомобильная стоянка большой площади, обслуживающая торговый центр

Расчет вентиляции автостоянкипроизводится с учетом характеристики объекта. К важным параметрам относится предельно допустимое число автотранспорта, который одновременно движется по парковке. Их количество зависит от типа сооружения, которое выполняет функции автостоянки. Если объект парковки входит в жилой комплекс или торговый центр, то приблизительное число передвигающихся одновременно автомобилей составит 3-5% от общего числа припаркованных транспортных средств. Что касается автостоянок у спортивных сооружений, развлекательных центров и аэропортов, то процент автомобилей, находящихся в движении здесь существенно выше, и в часы пик составляет 15-20%

Таблица 1.
Среднее время въезда и выезда транспортных средств


Уровень


Среднее время въезда, сек


Среднее время выезда, сек


1


35


53


3


40


50


5


70


100



Следует также учитывать среднюю продолжительность движения транспортного средства по территории парковки. Его расчет производится исходя из размера автостоянки, схематическим направлением движения и количеством автомобилей, находящихся в очереди на въезд-выезд. Опыт работы парковочных объектов в США показал, что средняя продолжительность движения занимает от 60 до 600 секунд. Стоит учитывать и разные параметры работы двигателей автомобилей во время движения по пандусам, у въезжающих и выезжающих автомобилей они разные.

Таблица 2.
Показатели выбросов СО, предусмотренные для автомобильных стоянок


 


Горячий двигатель мг/сек


Холодный  двигатель мг/сек


 


Год выпуска автомобиля


Время года


1991


1996


1991


1996


Лето


42,3


31,5


71,2


61,0


Зима


60,2


56,3


345,7


316,0



Автомобили въезжают на территорию парковки с прогретым двигателем и сниженной скоростью. В таком режиме вредные выбросы минимальны. А вовремя выезда с парковки у транспортных средств холодный двигатель, работающий на пониженных оборотах, а это значительно увеличивает выброс выхлопных газов. В разные поры года также наблюдается различный уровень выбросов: показатели, зафиксированные зимой, гораздо выше, чем в летних замерах. Причем холодный двигатель в зимний период производил выбросов в 5 раз больше. Комиссия по промышленной гигиены при правительстве США рекомендовала предельный показатель концентрации СО, который составил 29 мг/м3 в восьмичасовом периоде. Агентство по защите окружающей среды, установило свой предел для территорий, которые находятся на уровне моря или близко к нему: 40 мг/м3 в часовом периоде. Для точек выше уровня моря на 1000 метров и выше, показатели нормы гораздо жестче. В США в большинстве штатов действует норма по воздухообмену 15м3/ч на площади в 1 квадратный метр крытой автостоянки, или около 6 крат в час. Для каждого вида закрытых парковок предусмотрены механические либо смешанные системы вентиляции, которые обеспечивают соблюдение норм по допустимым показателям концентрации угарного газа. Для соответствия нормам по энергосбережению, системы вентиляции снабжены датчиками СО, которые равномерно установлены по всей парковке. Вентиляционные установки учитывают показатели датчиков и автоматически регулируют уровень подачи и вытяжки воздуха, либо включение и выключение приборов. Такие вентиляционные системы, как правило, оснащены несколькими вентиляторами и имеют одно- или многоскоростные двигатели с возможностью регулирования скорости. Вентиляторы могут быть оборудованы направляющими техническими узлами. Для многоэтажных паркингов или для одноэтажных автостоянок лучше всего подойдут установки с независимыми вентиляционными системами, управляемыми отдельно. По принципу воздухообмена системы вентиляции разделяются на несколько типов: системы с механическим притоком и естественной вытяжкой, естественным притоком и механической вытяжкой, а также с механическими вытяжкой и притоком. Для корректной работы систем важно соблюдать некоторые условия. На территории автостоянки необходимо создать условия для правильного распределения воздушных потоков, исключив при этом кратчайший путь попадания приточного воздуха в вытяжные механизмы. Необходимо оптимизировать длину вытяжных каналов, так как в концевых участках слишком длинных каналов могут образовываться скопления загрязненного воздуха с превышающими норму показателями. Так же следует контролировать уровень содержания вредных веществ в приточном воздухе. Необходимо избегать расслоения масляных паров и выхлопных газов. Очень важно контролировать предельно допустимые выбросы (ПДВ). Если концентрация вредных выбросов в вытяжном воздухе превышена, то следует позаботиться о его очистке.

Фрагмент системы вентиляции крытой автостоянки..jpg  

Фрагмент системы вентиляции крытой автостоянки. Обращает на себя внимание вертикальный вытяжной канал для забора воздуха из нижней зоны - удаление скапливающихся паров машинного масла. 


   
















Вентиляция подземных автостоянок требует мощных установок, которые рассчитаны на длительную работу. Для этой цели подойдут системы с вентиляторами канального либо центробежного типа. Вентиляторы со средним или высоким уровнем мощности устанавливаются в отдельных залах. Воздух должен поступать из мест, удаленных от источников загрязнений. Пандусы для въезда на автостоянку или закрытые эстакады проектируются с таким же условием соблюдения норм и правил, как дорожные тоннели. Если на автостоянке предусмотрена только естественная вентиляция, то следует оставлять проемы для поступления воздуха. При этом их площадь должна соответствовать расчетной. Что касается парковок с большой площадью этажей, на таких объектах следует оборудовать центральную систему аварийного отвода выхлопных газов и испарений во время отсутствия естественного движения воздушных масс
     Пример устройства забора воздуха.jpg   Пример устройства забора воздуха


















    
Строительство различных типов парковок может потребовать также проектирования систем отвода дождевой воды. Для оборудования вытяжного канала может потребоваться решение нескольких проблем. Выбросные решетки должны находится выше уровня тротуара и проезжей части. Для вытяжного потока рекомендована скорость не ниже 10 м/с – это позволит быстро рассеивать вредные газы в атмосфере. Необходимо предотвратить попадание талой и дождевой воды в каналы вытяжки, особенно это касается воздуховодов, которые соединяются с вентилятором. Для обеспечения безопасности на крытых автомобильных стоянках необходимо контролировать уровень шума. Если во время работы вентиляторы создают высокий шумовой фон, то в замкнутом пространстве с звукоотражающейспособностью можно не услышать шум движущегося автомобиля. В таких условиях безопасность людей может быть под угрозой. Для того чтобы избежать таких ситуаций, следует устанавливать поглотители шума. Чтобы усилить меры безопасности, следует позаботиться и об освещении на парковке. Для правильного расчета вентиляции автостоянки следует учитывать информацию о въезжающих и выезжающих автомобилях в заданный период времени, о длительности следования автомобилей по территории стоянки и длительности работы двигателя припаркованного автомобиля. Следует также учитывать время года, для которого производится расчет. Также необходимо изучить ряд нормативных документов, которые регулируют параметры, необходимые для работы автостоянки. Для выполнения всех условий, нужно собрать массу информации. Чтобы получить такую информацию, нужно воспользоваться существующими замерами аналогичных действующих объектов. Также следует помнить о необходимости соблюдения условий пожаробезопасности, и соблюдении требований по охране окружающей среды. Для закрытых автостоянок очень важно верно рассчитать проектные данные для установки вентиляционных систем. При неправильной установке вентиляции концентрация вредных газов будет существенно завышена и возникнет опасность большого скопления взрывоопасных испарений горючих веществ.

Важная информация
В РФ проектирование автостоянок обусловлено рядом нормативных документов. В их число входят акты «Общественные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта» ОНТП-01-91, «Стоянки легковых автомобилей» МГСН 5.01-94, ВСН01-89 « Предприятия по обслуживанию автомобилей», «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху в рабочей зоне» ГОСТ 12.1.005-88. В этих документах указаны все параметры, за исключением концентрации паров горючих жидкостей. Во второй таблице более полно представлены примеры, чем в ОНТП-01-91, по количеству вредных выбросов во время работы двигателя транспортного средства. Также здесь учтена разница в количестве вредных выхлопов в разное время года и учтено направление движения (въезда и выезда). Ниже можно ознакомится с информацией из таблицы № 4 ОНТП-01-91 по СО, которые вырабатывают легковые автомобили «удельные выбросы загрязняющих веществ».

Тип автомобиля


Год выпуска


Легковые автомобили


1990


1995


2000


малого класса


24,0


20,5


17,2


среднего класса


29,0


24,2


20,8



   
 Как видно из таблиц № 1 и 2, автомобиль, двигавшийся 100 секунд на выезде, выделяет СО в объеме 316*100=31600 мг. (31.6 г.) Если рассматривать таблицу 4 из документа ОНТП-01-91, то видно, что для автомобиля того же года производства, при ориентировочной длине выезда в 0.7 км и с поправкой на коэффициент скорости движения 1.3, получается показатель в 22 г. Примечательно, что при решении практических примеров, показатели принятые нормативами РФ ниже, чем выходит на самом деле. А это значит, что расчет воздухообмена тоже отличается. Следует знать и некоторые принципиальные отличия проектирования подобных объектов в РФ и за рубежом. Иностранные проектировщики учитывают расположение необходимых датчиков СО, которые регулирую работу системы вентиляции, и применение вентиляторов с многоскоростными двигателями и плавной регулировкой объемов воздушных масс.  Смешанная система вентиляции, которая работает по принципу механического притока воздуха и естественной вытяжки, противоречит нормативам, предусмотренным законодательством РФ., так как объем вытяжки превышает объем притока воздуха. Так же к спорным можно отнести рекомендованное сокращение длины воздуховодов вытяжки, которое позволит избежать скопления вредных газов.   В итальянском законодательстве вопрос о вентиляции авторемонтных предприятий и объектов парковки регулируется постановлением Министерства внутренних дел, вступившим в силу 1 февраля 1986 года. Это постановление было дополнено приказом по министерству в 1995 году (Р 1563 - 4108 Служба противопожарной охраны МВД ).  Следуя нормам, предписанным постановлением необходимо запускать вентиляционную систему, если по показателям двух отдаленных или одного датчика, разовая концентрация СО превысила от 60 до 120 мг/м3. Или же вентиляция должна работать при превышении концентрации нижнего предела горючих газов более чем на 20%. По нормативам постановления, вентилятор должен обеспечивать воздухообмен не ниже 3 крат в час. А для систем с механической вентиляцией в документе оговаривается возможность установки отдельных агрегатов на каждом этаже автомобильной парковки. Это же постановление требует приводить запускать системы вентиляции в часы массового скопления автомобилей, когда на парковке одновременно движется не меньше трети от общего числа транспортных средств, либо в случаях, когда концентрация угарного газа или горючих смесей достигла уровня, превышающего норму. Для автостоянок, вмещающих менее 500-та единиц техники, рекомендуется только установка датчиков, сигнализирующих о превышенной концентрации воспламеняющихся паров.

Реализованные проекты

Убедитесь в качестве наших работ
Нам нечего скрывать. Мы гордимся своими работами и приглашаем Вас оценить их качество. Введите имя и телефон, и мы пригласим Вас на просмотр наших объектов в удобное для Вас время.