Парковочные места в городах уже давно в дефиците. Именно по этой причине потребность в строительстве крытых автостоянок неуклонно растет. Для каждого объекта парковки разрабатывается индивидуальный проект вентиляции, главные функции которой – поддержание параметров воздушной среды, установленных нормами, защита окружающей среды от вредоносных выхлопов, обеспечение соответствующих требований по пожаробезопасности. Крытые автостоянки принято строить ниже уровня земли, поэтому на таких объектах необходима установка систем искусственной вентиляции воздуха. Полуоткрытые автостоянки возводятся на поверхности и имеют кровлю и каркас, который иногда обшивают листами, создающими наружные стены. Вентилируется такие объекты как естественным, так и смешанным методами, которые сочетают природную и искусственную вентиляцию. Крытые автостоянки принято строить ниже уровня земли, поэтому на таких объектах необходима установка систем искусственной вентиляции воздуха. Полуоткрытые автостоянки возводятся на поверхности и имеют кровлю и каркас, который иногда обшивают листами, создающими наружные стены. Вентилируется такие объекты как естественным, так и смешанным методами, которые сочетают природную и искусственную вентиляцию. Вентиляция крытых автостоянок выполняет две важные функции: очищает воздух от повышенного содержания угарного газа и препятствует образованию высокой концентрации горючих газов, которые могут привести к взрыву. Расчеты показали, что вентиляция спроектированная для удержания в норме концентрацию СО (угарного газа), помогает поддержать показатели содержания других веществ в допустимых пределах.
Крытая автомобильная стоянка большой площади, обслуживающая торговый центр.
Расчет вентиляции автостоянкипроизводится с учетом характеристики объекта. К важным параметрам относится предельно допустимое число автотранспорта, который одновременно движется по парковке. Их количество зависит от типа сооружения, которое выполняет функции автостоянки. Если объект парковки входит в жилой комплекс или торговый центр, то приблизительное число передвигающихся одновременно автомобилей составит 3-5% от общего числа припаркованных транспортных средств. Что касается автостоянок у спортивных сооружений, развлекательных центров и аэропортов, то процент автомобилей, находящихся в движении здесь существенно выше, и в часы пик составляет 15-20%
Таблица 1. |
||
Уровень |
Среднее время въезда, сек |
Среднее время выезда, сек |
1 |
35 |
53 |
3 |
40 |
50 |
5 |
70 |
100 |
Следует также учитывать среднюю продолжительность движения транспортного средства по территории парковки. Его расчет производится исходя из размера автостоянки, схематическим направлением движения и количеством автомобилей, находящихся в очереди на въезд-выезд. Опыт работы парковочных объектов в США показал, что средняя продолжительность движения занимает от 60 до 600 секунд. Стоит учитывать и разные параметры работы двигателей автомобилей во время движения по пандусам, у въезжающих и выезжающих автомобилей они разные.
Таблица 2. |
||||
|
Горячий двигатель мг/сек |
Холодный двигатель мг/сек |
||
|
Год выпуска автомобиля |
|||
Время года |
1991 |
1996 |
1991 |
1996 |
Лето |
42,3 |
31,5 |
71,2 |
61,0 |
Зима |
60,2 |
56,3 |
345,7 |
316,0 |
Автомобили въезжают на территорию парковки с прогретым двигателем и сниженной скоростью. В таком режиме вредные выбросы минимальны. А вовремя выезда с парковки у транспортных средств холодный двигатель, работающий на пониженных оборотах, а это значительно увеличивает выброс выхлопных газов. В разные поры года также наблюдается различный уровень выбросов: показатели, зафиксированные зимой, гораздо выше, чем в летних замерах. Причем холодный двигатель в зимний период производил выбросов в 5 раз больше. Комиссия по промышленной гигиены при правительстве США рекомендовала предельный показатель концентрации СО, который составил 29 мг/м3 в восьмичасовом периоде. Агентство по защите окружающей среды, установило свой предел для территорий, которые находятся на уровне моря или близко к нему: 40 мг/м3 в часовом периоде. Для точек выше уровня моря на 1000 метров и выше, показатели нормы гораздо жестче. В США в большинстве штатов действует норма по воздухообмену 15м3/ч на площади в 1 квадратный метр крытой автостоянки, или около 6 крат в час. Для каждого вида закрытых парковок предусмотрены механические либо смешанные системы вентиляции, которые обеспечивают соблюдение норм по допустимым показателям концентрации угарного газа. Для соответствия нормам по энергосбережению, системы вентиляции снабжены датчиками СО, которые равномерно установлены по всей парковке. Вентиляционные установки учитывают показатели датчиков и автоматически регулируют уровень подачи и вытяжки воздуха, либо включение и выключение приборов. Такие вентиляционные системы, как правило, оснащены несколькими вентиляторами и имеют одно- или многоскоростные двигатели с возможностью регулирования скорости. Вентиляторы могут быть оборудованы направляющими техническими узлами. Для многоэтажных паркингов или для одноэтажных автостоянок лучше всего подойдут установки с независимыми вентиляционными системами, управляемыми отдельно. По принципу воздухообмена системы вентиляции разделяются на несколько типов: системы с механическим притоком и естественной вытяжкой, естественным притоком и механической вытяжкой, а также с механическими вытяжкой и притоком. Для корректной работы систем важно соблюдать некоторые условия. На территории автостоянки необходимо создать условия для правильного распределения воздушных потоков, исключив при этом кратчайший путь попадания приточного воздуха в вытяжные механизмы. Необходимо оптимизировать длину вытяжных каналов, так как в концевых участках слишком длинных каналов могут образовываться скопления загрязненного воздуха с превышающими норму показателями. Так же следует контролировать уровень содержания вредных веществ в приточном воздухе. Необходимо избегать расслоения масляных паров и выхлопных газов. Очень важно контролировать предельно допустимые выбросы (ПДВ). Если концентрация вредных выбросов в вытяжном воздухе превышена, то следует позаботиться о его очистке.
Фрагмент системы вентиляции крытой автостоянки. Обращает на себя внимание вертикальный вытяжной канал для забора воздуха из нижней зоны - удаление скапливающихся паров машинного масла.
![]() |
Пример устройства забора воздуха |
Тип автомобиля |
Год выпуска |
||
Легковые автомобили |
1990 |
1995 |
2000 |
малого класса |
24,0 |
20,5 |
17,2 |
среднего класса |
29,0 |
24,2 |
20,8 |